Игорь Малов Психолог, Аккредитованный специалист ЭОТ

Пример работы с внутренним напряжением при социальных контактах методом ЭОТ.

Мой блог / Просмотр публикации



Одной из проблем современности является трудность при социальных контактах. Периодически возникают темы на форуме про социофобию. Один из примеров работы показывающий с чем это может быть связано, приведу Вам сегодня.

Ко мне обратилась Мария, 26 лет (имя, возраст изменены, согласие на публикацию дано):

- Вот была у врача, сижу на стуле, а она мне говорит: "Ты что такая напуганная?" - Чувствую себя скованно. Не хочу так выглядеть в глазах окружающих. 

Я предложил Марии выполнить такое упражнение. Взять листок бумаги, разместить как "альбомный", поделить на три части. В левой стороне нужно было нарисовать образ себя сейчас в проблемной ситуации (1). Марии представилась она сама, которая замерла и сидит как "по струнке". Второй рисунок разместился в правой стороне листа, там место для желаемого результата* (2). На этом рисунке Мария видит себя совершенно в другой позе, главная характеристика которой - расслабленность. Наконец, нужно сделать рисунок в середине листа (3), символично - здесь располагается барьер между состоянием сейчас и желаемым. Марии представляется армейская картина. Солдаты стоят по одной линии. Она назвала это дрессировкой. 

- Кто же дрессирует этих солдат? 

- Папа.

Оказывается папа Марии работал в полиции. Дальше вспоминает ситуацию, когда ей было 11 лет. Папа скомандовал своей дочке "почистить помидор". Оговорился он или что, мы не знаем. "Есть почистить помидор!" - ответила маленькая Маша и приступила к выполнению... "Ты что сделала?!" - воскликнул отец, когда увидел результат, и бросил в неё этот самый помидор! Маша почувствовала себя униженной, ведь она делала равно то, что было приказано. А ещё была злость и чувство несправедливости.

Пользуясь методом эмоционально-образной терапии, я предложил Марии поддержать маленькую Машу и дать ей разрешение на выражение своих чувств. Чувство униженности сменилось возмущением:

- Ты сказал почистить помидор?

- Ну я.

- Я почистила!

- ...

Образу отца было нечего возразить. А маленькая Маша почувствовала себя лучше. Я предложил Марии интегрировать эту свою часть в себя. Это представилось ей как превращение в мультсериале "Сейлор Мун" из обычной девушки в девушку-супергероя. Мария почувствовала смелость в груди, плечах.

Я предложил проверить, смоделировав ситуацию, где Мария пришла на приём ко врачу. Она подтвердила, что теперь ощущения расслабленности. Так как она и представляла на рисунке №2.



Таким образом, можно сделать вывод, что напряжённость Марии при социальных контактах возникла в результате подавления своих чувств, которые не осознавались, но сохраняли своё воздействие на неё. Они были связаны с той ситуацией и противоречивыми действиями отца.

Не чувствуя себя достаточно безопасно в той ситуации, клиентка не смогла выразить злость, которая призвана нас защищать. Отказ от защиты себя привёл к состоянию страха и оцепенения. По инстинктивному принципу "бей или беги" при невозможности дать отпор - беги, не можешь бежать - замри (скованность). 

Решить ситуацию стало возможным благодаря поддержке взрослой части клиентки. Она позволила себе проявить злость и защитила себя. В результате простого разрешения на выражение чувств и возвращения отцу ответственности за его действия, состояние одиннадцатилетней Маши изменилось. Теперь ей не нужно было бояться и замирать. А вместе с ним изменилось состояние и самой Марии. 

Данный пример наглядно показывает, как события прошлого и не выраженные чувства влияют на нас в настоящем. Клиентка чувствовала в настоящем подобное тому, что испытывала в прошлом. Изменение этих переживаний в прошлом привело к изменениям в настоящем.

На форуме иногда возникает вопрос, что такое "трансформация прошлого опыта", проработка. Данная статья отвечает на данный вопрос наглядно. В начале работы с детской частью клиентки у неё были одни чувства, в результате работы они изменились (трансформировались).

Методам эмоционально-образной терапии можно работать не только с социальной тревожностью и социофобией. Есть 8 моделей работы с фобиями. 

*Про виды запроса к психологу и значение вопроса о желаемом результате можно прочитать здесь

 

© Психолог Малов Игорь, 2021. Копирование возможно только с указанием автора и ссылки на данный сайт.

[hr class=class_cut]

Если Вы столкнулись с подобной проблемой, можете обратиться за консультацией через сайт или мессенджер +79157692322

Теги: Практическая психология, эмоционально-образная терапия, ЭОТ, саморазвитие, социофобия
Комментарии
Светлана Степановна Кунакова
Игорь Малов писал(а):
Решить ситуацию стало возможным благодаря поддержке взрослой части клиентки. Она позволила себе проявить злость и защитила себя.
Очень важная возможность! Спасибо за интересный пример из практики!)
№1 | 12 октября 2021
Игорь Малов
Мне тоже всегда ценно читать примеры из работы коллег, приёмы работы. Рад поделиться. Спасибо Вам за отклик, Светлана!
№1 | 12 октября 2021
Олеся Валерьевна Бабурина
Игорь, замечательная работа, спасибо, что делишься. Так важно поддержать внутреннего ребенка!
№1 | 12 октября 2021
Игорь Малов
№3 | u342530 | Олеся Валерьевна Бабурина писал(а):
Игорь, замечательная работа, спасибо, что делишься. Так важно поддержать внутреннего ребенка!
Да). Благодарю, Олеся. Рад твоему участию).
Разделяю благодарность вместе с клиенткой. Спасибо ей за щедрость).
№1 | 12 октября 2021
Тиришкова Ольга Александровна
Игорь Малов писал(а):
Данный пример наглядно показывает, как события прошлого и не выраженные чувства влияют на нас в настоящем
Действительно доступный и понятный пример, приятно наблюдать такую трансформацию, спасибо!
№1 | 12 октября 2021
Игорь Малов
№5 | u397872 | Тиришкова Ольга Александровна писал(а):
Действительно доступный и понятный пример, приятно наблюдать такую трансформацию, спасибо!
Рад, что статья понравилась. Благодарю, Ольга Александровна!
№1 | 12 октября 2021
Наталья Ахмедова
Какая замечательная статья. Благодарю Вас
№1 | 12 октября 2021
Игорь Малов
Ахмедова Наталья Георгиевна, спасибо Вам за отклик.
№1 | 12 октября 2021
Бондаренко Татьяна Алексеевна
Благодарю за описание примера из практики
№1 | 12 октября 2021
Игорь Малов
№9 | u206277 | Бондаренко Татьяна Алексеевна писал(а):
Благодарю за описание примера из практики
Спасибо, Татьяна Алексеевна!
№1 | 12 октября 2021
[ Читать все комментарии (32) ]    [ добавить комментарий ]