Навязчивые мысли. Как достичь безмыслия? Главное правило медитации.Мой блог / Просмотр публикации
Тема тревожных навязчивых мыслей периодически возникает на форуме. Считаю полезным поделиться идеями и опытом по теме достижения безмыслия. Многократно в разных источниках мне встречалось описание состояния, которое считается ключевым "здесь и сейчас". Это то место и время из которого можно действовать и добиваться всего что хочешь. Обычно люди большую часть времени проводят в мыслях о прошлом или о будущем, но упускают момент настоящего. В 2006 году я познакомился с книгами Ошо, в которых предлагались разнообразные практики присутствия здесь и сейчас. Когда я пытался осознавать себя в настоящем, то заметил периодически возникающие мысли, в которых забываюсь. Моей реакцией была злость. Я пытался усилием заставить мысли пропасть. Догадайтесь, что получалось в результате? Конечно, мысли появлялись всё чаще и всё хуже уходили. Это заставляло бросать занятие. Потом я пробовал снова. Справедливости ради надо сказать, что успехи тоже имелись. Я чувствовал радость и удовольствие от настоящего. Тем не менее прошло много времени прежде, чем смог понять и применить главное правило медитации. А понять окончательно, что ум мне не враг, только год назад. В 2012 году я поехал на 10-дневный курс Випассаны. Часть практики - медитация анапана. Длительное время занимаясь, у меня возникла ассоциация, что ум ведёт себя как ребёнок. У него много энергии, но ему не хватает присутствия спокойного взрослого. Он может представить мысль, и если я буду недовольно злиться, ругать его, отталкивать мысль, он ещё больше взбудоражится. Вывод, который я сделал: мыслям не надо сопротивляться.
Только ли сопротивление сохраняет мысль? Нет. Мыслью можно увлечься, можно её развивать, вовлекаться, пугаться, верить в неё. Так мысль получает подпитку и усиливается. Совет не сопротивляться тревожной мысли (например о смерти), может вызвать протест: "Так что же, мне поддержать эту мысль?!" Нет. Поддерживать эту мысль тоже не нужно. Чтобы она не получила питания вниманием и не развивалась. Второй вывод: не надо поддерживать мысль. Хорошая иллюстрация как это работает демонстрирует фрагмент фильма "Мерлин" Итак, в мысль не следует вовлекаться и мысли не следует сопротивляться. Что же делать с мыслью? Для начала - её заметить. Затем всего два шага. Признать*, что она есть и отпустить, убрав с неё внимание. В медитации анапана следует перевести внимание, вернувшись к наблюдению дыхания. Обнаружение, признание значительно сократило наличие мыслей и силу их воздействия в моей практике. (*признать, не значит согласиться) Так или иначе мысли посещают наши головы. И если "постигнуть дзен" это задача трудно достижимая или практически фантастическая, то снизить тревогу и значительно уменьшить количество мыслей в голове и отягощение ими, мы реально можем. Прошу делиться своим опытом достижения равновесия ума в комментариях. Желаю всем душевного спокойствия и радостного присутствия! Теги: Практическая психология, саморазвитие, мысль, тревожность, тревога, панические атаки, ВСД, ПА, медитация, здесь и сейчас, присутствие, признание, самопомощь
Другие публикации:
|
Благодарю за информативную статью.
мыслям не надо сопротивляться
Хорошая статья
Игорь, спасибо. Япрочла с интересом, и это не новое для меня. Я не читала Ошо , кроме некоторых отрывков, и мне ближе аскетические практики православия. Та же самая методика борьбы с помыслами , мешающими сосредоточению в молитве. Не бороться с ними. Смиренно принимать факт их присутствия , не обращать на них пристального внимания и продолжать заниматься своим делом. Обращение внимания и сопротивление лишь усиливают смущение, что может ввергнуть в уныние и повлечь оставление молитвы. Об этом пишут многие святые отцы. Сейчас за цитатами лезть не досуг, но Иоанн Лествичник точно об этом писал.
постигнуть дзен" это задача трудно достижимая или практически фантастическая, то снизить тревогу и значительно уменьшить количество мыслей в голове и отягощение ими, мы реально можем.
Нам кажется, что мы сопротивляемся этим состояниям, потому что они присутствуют, а на самом деле они здесь, потому что мы им сопротивляемся.
Адьяшанти.
Добавить комментарий »