Когда я написала о пяти способах рассказать ребенку о маминых отрицательных эмоциях, мне сразу несколько мам написали, что нет смысла злиться из-за сломанного ребенком маминого ноутбука. Мол, это всего лишь вещь, а отношения с ребенком и «добрая мама» важнее.
Нет, если мама из-за умершего девайса действительно расстроена, делать так нельзя. И совсем не потому, что недостаточно наказанный ребенок в довесок сразу же пойдет ломать айфон и планшет, совсем нет. Ребенок, которому в детстве не показали социально-приемлемые формы выражения отрицательных эмоций, в будущем может испытывать сложности.
Что и как сказать однокласснику, который порвал твой портфель? Включить «добрую маму»?
Меня вообще немного пугает всеобщая тенденция познать дзен и полностью избавиться от отрицательных эмоций. Полюбить себя, других, слиться с природой и застыть в вечном блаженстве. В самой природе, при этом, в вечном блаженстве застыли только камни и горы. Хотя, когда я читаю рассказы покоривших Эверест, начинаю думать, что великая гора где-то внутри себя постоянно ухмыляется, а когда восходителей становится слишком много – гневается.
Людям нужны все виды эмоций. Попробуйте, не выходя из дзена, пробежать спринт или выиграть турнир по блиц-шахматам. А слышали когда-нибудь «для чемпионства ему не хватает немного спортивной злости»? Да-да, злости и гнева тоже может немного не хватать.
Гнев, кстати, эмоцией отрицательной вообще зря обозвали. Нейрофизиологически он больше похож на положительные, потому что активизирует участки в левом полушарии мозга, связанные с положительными эмоциями и стремлением к близости. И биохимически он тоже положительный, потому что снижает уровень кортизола – гормона стресса.
Умеренный гнев – источник психологической силы, стойкости и веры в себя. Штука, полезная и для спортивных свершений, и для преодоления любых трудностей.
Гнев – это необязательно валяние по полу со стучанием кулаками по нему же и громкими криками. Гнев может выражаться без метания тарелок из подаренного на свадьбу сервиза в голову того, чья тетушка притащила на свадьбу дурацкий сервиз.
Гневом можно и нужно управлять. Его запретить нельзя, а управлять им – можно.
Моя старшая семилетняя дочь знает, что гнев у неё начинается, если «кулаки сами сжимаются». Чтобы с ним справиться – ей надо глубоко подышать.
Для трехлетнего сына гнев – это «красное в голове начинается». То ли синестет растет, то ли мультик «Головоломка» запал в душу и в голову. Дышать не помогает – только физика, только хардкор.
Как научить ребенка дружить со своим гневом?
Первый этап – научиться определять начало гнева.
Понаблюдайте за ребенком и обсудите с ним, что он чувствует в такие моменты. Сжимаются кулаки, становится жарко, какие-то цветные или звуковые ощущения, изменения дыхания, ощущение стиснутых зубов и т.д.
Некая физиологическая реакция на гнев, которая у ребенка появляется раньше всех остальных или лучше им осознается.
Второй этап – совладать с гневом.
Помочь найти ребенку его способ борьбы с гневом можно, если просто понаблюдать за тем, как он выражает свой гнев без чужой помощи.
1. Криком? Предложите ему в состоянии гнева дыхательные техники(дышать глубоко и медленно или наоборот быстро и поверхностно) или звуки – включить музыку, побить в барабан, уйти в комнату и погреметь маракасами
2. Убегает, крутится, колотит руками? Предлагайте приседать, бить грушу.
3. Разрушает башню из кубиков и ломает машинки? Предложите ему рвать кусочки бумаги.
Если маркер начала гнева ребенок смог определить сам, без вашей помощи, попробуйте способ совладания с собой поискать в той же модальности – видимо, ребенок к ней наиболее чувствителен.
Третье – взаимодействие с окружающими и причиной гнева.
Поначалу делать это за ребенка могут родители:
«Ты очень разозлился! Ты в гневе! Тебе очень не понравилось, что пришлось уходить».
Однако, вербализировать свой гнев и сообщать о его причинах окружающим они учатся на примере родителей.
Именно поэтому, когда мой любимый ноутбук ломается, я им обязательно сообщаю, что «Я в гневе, потому что ноутбук, который подарил мне папа и я очень любила, разбит! У меня сейчас кулаки сжимаются и в голове красное! Я очень злюсь, потому что просила его не трогать, а меня не послушались!».
Ах да, я при этом не наказываю, конечно. Это ведь действительно всего лишь ноутбук. )))
Человек решил, что не имеет права проявлять гнев ( родительские установки), потому что это неприемлемо и осуждается!
В итоге у клиента психосоматика цветет ярко и буйно - нейродермит, руки постоянно чешутся...
Горло бесконечно болит - хронической тонзиллит.
И это ещё неполный список всех прелестей непроявленных эмоций гнева.
В итоге учились проговаривать ощущение злости, признавая, что эта эмоция есть и имеет право на существование как и другие, например, обида.
Находя способы и пути открытого диалога с людьми в состоянии понимания того, что происходит со мной, как это ощущаю и что при этом говорю другим.
Первый этап – научиться определять начало гнева.
Второй этап – совладать с гневом.
Третье – взаимодействие с окружающими и причиной гнева.
Благодарю за размещение статьи!
Спасибо, что поделились опытом! Важное дополнение к изложенному по возможным последствиям. Кто-то может узнать свою симптоматику при прочтении и задуматься.
Добавить комментарий »